Около двух лет назад, на заре своего гитарного обучения, я был сражен умению своего друга- взяв несколько мажорных аккордов в позиции с барре, он быстро откомментировал их обозначения: "Это фа, это фа-диез, это соль..." Позже, начав заниматься с нотной грамотой, я легко освоил эти трюки, и даже записал на титульной странице своего песенника ряд одинаковых аппликатур для аккордов с басом на пятой и шестой струнах - M, m, 7, m7 и так далее. Освоив принципы и структуры построения аккордов, я углубился в изучение вопроса. Меня интересовали альтерированные аккорды, а также по-всякому увеличенные и уменьшенные септы и нонны. Вскоре я смог выписать две таблички, изображающие общие аппликатуры для всяких аккордов с басом шестой (E без барре) и пятой (A без барре) струн.
Через некоторое время на одном из гитарных сайтов я обнаружил статью, где автор продемонстрировал результаты точно таких размышлений - общая таблица для пяти аппликатурных форм, сведенная воедино! Меня озарило: как я мог остановиться на одних только формах E и A, если сам использую форму C на четвертом ладу для аккорда ми-мажор. Я решил переписать свои аппликатуры, и заодно привести структуры распространенных аккордов.
Обозначения:
Т - прима (основной тон) m - малая терция M - большая терция
Остальные обозначения цифровые. Например, 5 - квинта, 7+ - увеличенная септима.
Хроматический ряд ступеней:
T | -2 | 2 | m | M | 4 | -5 | 5 | +5 | 6 | 7 | +7 | T(8) |
Следует иметь ввиду равноправие знаков альтерации ступеней (кроме, само собой, основного тона) в написании аккорда:
+ = # = aug (редко) - = b = dim
Знаки "+" и "-" могут писаться как перед ступенью, так и после нее (например: C7+ = C+7), однако правильное написание все же - знак перед ступенью.
Структура распространенных аккордов (на примере до-мажора, с минором похожая ситуация):
Название аккорда Структура Написание на примере
Чистое трезвучие T | M | 5 C Увеличенное трезвучие T | M | +5 C+ Уменьшенное трезвучие T | m | -5 Cdim (чаще в миноре) Квинтаккорд T | - | 5 C5 Септаккорд T | M | 5 | 7 C7 Секстаккорд T | M | 5 | 6 C6 Увеличенный септаккорд T | M | 5 | +7 C+7 Полууменьшенный септаккорд T | m | -5 | 7 Cm7-5 (чаще в миноре) Уменьшенный септаккорд T | m | -5 | 6 Cdim7, C0, Cdim (минор) Нонаккорд ... 5 | 7 | 9 C9 Ундецимаккорд ... 5 | 7 | 9 | 11 C11 Терцдецимаккорд ... 7 | 9 | 11 | 13 C13 Задержанные аккорды T | 2 или 4 | 5 Csus2 или Csus4 Аккорды с добавками (пример) T | M | 5 | 11 Cadd11, C4
Отмечу часто употребимое (особенно в музыке джаз) написание увеличенных септаккордов с помощью слова maj (например, Cmaj = Cmaj7). Нелогичные названия для уменьшенноого септаккорда опять же проистекают из джаза, где подобные созвучия часто используются.
Струн у гитары всего шесть (причем две в октаву), пальцев левой руки в построении участвует так и вовсе четыре (в редком случае применяется большой), здесь же приведены аккорды, в которых от двух до семи звуков. При игре "легкими" аккордами либо зажимаются не все струны, либо звуки дублируются (в унисон и в одну, две октавы). При игре "тяжелыми" аккордами приходится пропускать некоторые ступени, даже когда нет физической необходимости - для большей выразительности ввиду острейшего диссонанса в полном аккорде (получаются так называемые прогрессивные аккордовые формы). Есть незыблемые правила: никогда нельзя пропускать терцию и септиму, и, наоборот, всегда можно пропускать квинту и приму.
Всего я насчитал пять простейших аккордовых форм, все они берутся тремя пальцами и позволяют ипользовать барре. В варианте с открытыми струнами это аккорды: E, A, D, G, C. Немного в другом порядке (E, D, C, A, G) у них прослеживается очевидная связь, которую я постарался изобразить графически. Итак:
(здесь я пользуюсь значками "b" и "#" вместо привычных минуса и плюса - понижение и повышение ступени на полтона соответственно. Ступени указываю не везде, а там, где они чаще играются - впрочем, любой может дорисовать себе как его душе угодно)
E
барре -|/T-\|-b9-|-9--|-m--|-M--| -||5-||-#5-|-6--|-7--|-#7-| -||m-||-M--|-4--|-b5-|----| -||7-||-#7-|-T--|----|----| -||4-||-b5-|-5--|----|----| -|\T-/|----|-9--|-m--|-M--| | -|/9-\|-m--|-M--|-4--|----| -||6-||-7--|-#7-|-T--|----| D -||4-||-b5-|-5--|-#5-|----| -||T-||----|-9--|-m--|-M--| -||5-||-#5-|-6--|-7--|----| -|\9-/|-m--|-M--|----|----| G | -|/M-\|-4--|----|-5--| -|/6-\|-7--|----|-T-| -||#7||-T--|----|-9--| -||M-||-4--|----|-5-| C -||5-||-#5-|-6--|-7--| -||T-||----|-9--|-m-| -||9-||-m--|-M--|-4--| -||5-||----|-6--|-7-| -||6-||-7--|-#7-|-T--| -||9-||----|-M--|-4-| -|\M-/|----|----|-5--| -|\6-/|-7--|-#7-|-T-| | | -|/5-\|-#5-|-6--|-7--|----| -||9-||-m--|-M--|-4--|----| A -||7-||-#7-|-T--|-b9-|----| -||4-||-b5-|-5--|-#5-|----| -||T-||----|-9--|-m--|-M--| -|\5-/|----|-6--|-7--|----|
В использовании общих аппликатур на первых порах пригодится таблица нот на гитарном грифе. Я привожу два ее варианта, различные обозначением нот (диезы и бемоли):
E-||-F--|-Gb-|-G--|-Ab-|-A--|-B--|-H--|-C--|-Db-|-D--|-Eb-|-E--| H-||-C--|-Db-|-D--|-Eb-|-E--|-F--|-Gb-|-G--|-Ab-|-A--|-B--|-H--| G-||-Ab-|-A--|-B--|-H--|-C--|-Db-|-D--|-Eb-|-E--|-F--|-Gb-|-G--| D-||-Eb-|-E--|-F--|-Gb-|-G--|-Ab-|-A--|-B--|-H--|-C--|-Db-|-D--| A-||-B--|-H--|-C--|-Db-|-D--|-Eb-|-E--|-F--|-Gb-|-G--|-Ab-|-A--| E-||-F--|-Gb-|-G--|-Ab-|-A--|-B--|-H--|-C--|-Db-|-D--|-Eb-|-E--| I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
Два примера:
F#7 - прима F#, состав аккорда [T | M | 5 | 7], построим его в аппликатурах E, D и C.
Для первой аппликатуры: бас-прима на шестой струне, это второй лад для F#, соответственно, баррэ на втором ладу. На пятой струне возьмем квинту - четвертый лад. На четвертой берем либо приму-октаву (четвертый лад), либо септиму (второй лад, то есть убираем палец). Предпочитаю септиму - во-первых, у нас и так два звука примы (прима и две октавы) по баррэ на первой и шестой струнах, во-вторых, один палец таким образом осовобождается. На третьей струне большую терцию - третий лад. На второй снова - либо квинту, либо септиму освободившимся мизинцем. Опять же предпочитаю септиму на пятом ладу - она будет звонко здесь звучать. Ну, и наконец первая струна прижимается баррэ - прима (две октавы), второй лад.
Для второй аппликатуры: бас-прима на четвертой струне, это четвертый же лад для F#. Нам понадобятся все четыре пальца на разных ладах, поэтому баррэ мы ставить не будем и обойдемся первыми струнами. На третьей струне берем квинту - шестой лад. На второй - септиму, пятый лад. На первой - большую терцию, шестой лад. Нам понадобились все четыре пальца, чтобы зажать первые четыре струны для извлечения четырех разных звуков. Это полноценный аккорд F#7, попробуйте.
Для третьей аппликатуры: бас-прима на пятой струне, это девятый лад для F#. Нам снова пригодятся все четыре пальца в разных позициях, и снова придется обойтись без баррэ и даже пожертвовать ради этого квинтой. На четвертой струне возьмем большую терцию - восьмой лад. На третьей струне септиму - девятый лад. На второй - снова приму, седьмой лад. Квинту мы пропускаем, но этот аккорд так же сочно и неплохо звучит.
Вот они, эти аппликатуры (я нумерую пальцы от указательного до мизинца):
II IV VII |-1-|---|---|---| |---|---|-4-| |-x-|---|---| |-1-|---|---|-4-| |---|-2-|---| |-1-|---|---| |-1-|-2-|---|---| |---|---|-3-| |---|---|-4-| |-1-|---|---|---| |-1-|---|---| |---|-2-|---| |-1-|---|-3-|---| |-x-|---|---| |---|---|-3-| |-1-|---|---|---| |-x-|---|---| |-x-|---|---|
Последний пример возьмем нестандартный - полууменьшенный септаккорд, например, Dm7-5. Прима D, состав - [T | m | -5 | 7]. Базироваться будем на аппликатуре A, прима на пятой струне, это пятый лад для D. На четвертой струне берем уменьшенную квинту - шестой лад. На третьей струне - септиму, пятый лад. На второй - малую терцию, шестой лад. Можно использовать баррэ, а можно и обойтись без него, играя на четырех средних струнах, что я и предпочитаю. Аппликатура:
V |-x-|---|---| |---|-4-|---| |-2-|---|---| |---|-3-|---| |-1-|---|---| |-x-|---|---| Статья полностью взята сamdm.ru