Суббота, 18.05.2024, 15:09
Главная
lifebag
Меню сайта

Категории каталога
Видео уроки [1]
Уроки игры на гитаре [3]
уроки игры на гитаре с примерами звучания
Основы [6]
Матерьял для начинающих гитаристов

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 99

Главная » Статьи » Гитара » Основы

Построение аккордов
Cтруктура аккордов и аппликатурник


Около двух лет назад, на заре своего гитарного обучения, я был сражен умению своего друга- взяв несколько мажорных аккордов в позиции с барре, он быстро откомментировал их обозначения: "Это фа, это фа-диез, это соль..." Позже, начав заниматься с нотной грамотой, я легко освоил эти трюки, и даже записал на титульной странице своего песенника ряд одинаковых аппликатур для аккордов с басом на пятой и шестой струнах - M, m, 7, m7 и так далее. Освоив принципы и структуры построения аккордов, я углубился в изучение вопроса. Меня интересовали альтерированные аккорды, а также по-всякому увеличенные и уменьшенные септы и нонны. Вскоре я смог выписать две таблички, изображающие общие аппликатуры для всяких аккордов с басом шестой (E без барре) и пятой (A без барре) струн.

Через некоторое время на одном из гитарных сайтов я обнаружил статью, где автор продемонстрировал результаты точно таких размышлений - общая таблица для пяти аппликатурных форм, сведенная воедино! Меня озарило: как я мог остановиться на одних только формах E и A, если сам использую форму C на четвертом ладу для аккорда ми-мажор. Я решил переписать свои аппликатуры, и заодно привести структуры распространенных аккордов.

Обозначения:

Т - прима (основной тон)
m - малая терция
M - большая терция

Остальные обозначения цифровые.
Например, 5 - квинта, 7+ - увеличенная септима.

Хроматический ряд ступеней:

T | -2 | 2 | m | M | 4 | -5 | 5 | +5 | 6 | 7 | +7 | T(8) |

Следует иметь ввиду равноправие знаков альтерации ступеней (кроме, само собой, основного тона) в написании аккорда:

+ = # = aug (редко)
- = b = dim

Знаки "+" и "-" могут писаться как перед ступенью, так и после нее (например: C7+ = C+7), однако правильное написание все же - знак перед ступенью.

Структура распространенных аккордов (на примере до-мажора, с минором похожая ситуация):

Название аккорда Структура Написание на примере

Чистое трезвучие T | M | 5 C
Увеличенное трезвучие T | M | +5 C+
Уменьшенное трезвучие T | m | -5 Cdim (чаще в миноре)
Квинтаккорд T | - | 5 C5
Септаккорд T | M | 5 | 7 C7
Секстаккорд T | M | 5 | 6 C6
Увеличенный септаккорд T | M | 5 | +7 C+7
Полууменьшенный септаккорд T | m | -5 | 7 Cm7-5 (чаще в миноре)
Уменьшенный септаккорд T | m | -5 | 6 Cdim7, C0, Cdim (минор)
Нонаккорд ... 5 | 7 | 9 C9
Ундецимаккорд ... 5 | 7 | 9 | 11 C11
Терцдецимаккорд ... 7 | 9 | 11 | 13 C13
Задержанные аккорды T | 2 или 4 | 5 Csus2 или Csus4
Аккорды с добавками (пример) T | M | 5 | 11 Cadd11, C4

Отмечу часто употребимое (особенно в музыке джаз) написание увеличенных септаккордов с помощью слова maj (например, Cmaj = Cmaj7). Нелогичные названия для уменьшенноого септаккорда опять же проистекают из джаза, где подобные созвучия часто используются.

Струн у гитары всего шесть (причем две в октаву), пальцев левой руки в построении участвует так и вовсе четыре (в редком случае применяется большой), здесь же приведены аккорды, в которых от двух до семи звуков. При игре "легкими" аккордами либо зажимаются не все струны, либо звуки дублируются (в унисон и в одну, две октавы). При игре "тяжелыми" аккордами приходится пропускать некоторые ступени, даже когда нет физической необходимости - для большей выразительности ввиду острейшего диссонанса в полном аккорде (получаются так называемые прогрессивные аккордовые формы). Есть незыблемые правила: никогда нельзя пропускать терцию и септиму, и, наоборот, всегда можно пропускать квинту и приму.

Всего я насчитал пять простейших аккордовых форм, все они берутся тремя пальцами и позволяют ипользовать барре. В варианте с открытыми струнами это аккорды: E, A, D, G, C. Немного в другом порядке (E, D, C, A, G) у них прослеживается очевидная связь, которую я постарался изобразить графически. Итак:

(здесь я пользуюсь значками "b" и "#" вместо привычных минуса и плюса -
понижение и повышение ступени на полтона соответственно. Ступени указываю
не везде, а там, где они чаще играются - впрочем, любой может дорисовать
себе как его душе угодно)

E

барре
-|/T-\|-b9-|-9--|-m--|-M--|
-||5-||-#5-|-6--|-7--|-#7-|
-||m-||-M--|-4--|-b5-|----|
-||7-||-#7-|-T--|----|----|
-||4-||-b5-|-5--|----|----|
-|\T-/|----|-9--|-m--|-M--|
|
-|/9-\|-m--|-M--|-4--|----|
-||6-||-7--|-#7-|-T--|----|
D -||4-||-b5-|-5--|-#5-|----|
-||T-||----|-9--|-m--|-M--|
-||5-||-#5-|-6--|-7--|----|
-|\9-/|-m--|-M--|----|----| G
|
-|/M-\|-4--|----|-5--| -|/6-\|-7--|----|-T-|
-||#7||-T--|----|-9--| -||M-||-4--|----|-5-|
C -||5-||-#5-|-6--|-7--| -||T-||----|-9--|-m-|
-||9-||-m--|-M--|-4--| -||5-||----|-6--|-7-|
-||6-||-7--|-#7-|-T--| -||9-||----|-M--|-4-|
-|\M-/|----|----|-5--| -|\6-/|-7--|-#7-|-T-|
| |
-|/5-\|-#5-|-6--|-7--|----|
-||9-||-m--|-M--|-4--|----|
A -||7-||-#7-|-T--|-b9-|----|
-||4-||-b5-|-5--|-#5-|----|
-||T-||----|-9--|-m--|-M--|
-|\5-/|----|-6--|-7--|----|

В использовании общих аппликатур на первых порах пригодится таблица нот на гитарном грифе. Я привожу два ее варианта, различные обозначением нот (диезы и бемоли):

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
E-||-F--|-F#-|-G--|-G#-|-A--|-A#-|-H--|-C--|-C#-|-D--|-D#-|-E--|
H-||-C--|-C#-|-D--|-D#-|-E--|-F--|-F#-|-G--|-G#-|-A--|-A#-|-H--|
G-||-G#-|-A--|-A#-|-H--|-C--|-C#-|-D--|-D#-|-E--|-F--|-F#-|-G--|
D-||-D#-|-E--|-F--|-F#-|-G--|-G#-|-A--|-A#-|-H--|-C--|-C#-|-D--|
A-||-A#-|-H--|-C--|-C#-|-D--|-D#-|-E--|-F--|-F#-|-G--|-G#-|-A--|
E-||-F--|-F#-|-G--|-G#-|-A--|-A#-|-H--|-C--|-C#-|-D--|-D#-|-E--|

E-||-F--|-Gb-|-G--|-Ab-|-A--|-B--|-H--|-C--|-Db-|-D--|-Eb-|-E--|
H-||-C--|-Db-|-D--|-Eb-|-E--|-F--|-Gb-|-G--|-Ab-|-A--|-B--|-H--|
G-||-Ab-|-A--|-B--|-H--|-C--|-Db-|-D--|-Eb-|-E--|-F--|-Gb-|-G--|
D-||-Eb-|-E--|-F--|-Gb-|-G--|-Ab-|-A--|-B--|-H--|-C--|-Db-|-D--|
A-||-B--|-H--|-C--|-Db-|-D--|-Eb-|-E--|-F--|-Gb-|-G--|-Ab-|-A--|
E-||-F--|-Gb-|-G--|-Ab-|-A--|-B--|-H--|-C--|-Db-|-D--|-Eb-|-E--|
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

Два примера:

F#7 - прима F#, состав аккорда [T | M | 5 | 7], построим его в аппликатурах E, D и C.

Для первой аппликатуры: бас-прима на шестой струне, это второй лад для F#, соответственно, баррэ на втором ладу. На пятой струне возьмем квинту - четвертый лад. На четвертой берем либо приму-октаву (четвертый лад), либо септиму (второй лад, то есть убираем палец). Предпочитаю септиму - во-первых, у нас и так два звука примы (прима и две октавы) по баррэ на первой и шестой струнах, во-вторых, один палец таким образом осовобождается. На третьей струне большую терцию - третий лад. На второй снова - либо квинту, либо септиму освободившимся мизинцем. Опять же предпочитаю септиму на пятом ладу - она будет звонко здесь звучать. Ну, и наконец первая струна прижимается баррэ - прима (две октавы), второй лад.

Для второй аппликатуры: бас-прима на четвертой струне, это четвертый же лад для F#. Нам понадобятся все четыре пальца на разных ладах, поэтому баррэ мы ставить не будем и обойдемся первыми струнами. На третьей струне берем квинту - шестой лад. На второй - септиму, пятый лад. На первой - большую терцию, шестой лад. Нам понадобились все четыре пальца, чтобы зажать первые четыре струны для извлечения четырех разных звуков. Это полноценный аккорд F#7, попробуйте.

Для третьей аппликатуры: бас-прима на пятой струне, это девятый лад для F#. Нам снова пригодятся все четыре пальца в разных позициях, и снова придется обойтись без баррэ и даже пожертвовать ради этого квинтой. На четвертой струне возьмем большую терцию - восьмой лад. На третьей струне септиму - девятый лад. На второй - снова приму, седьмой лад. Квинту мы пропускаем, но этот аккорд так же сочно и неплохо звучит.

Вот они, эти аппликатуры (я нумерую пальцы от указательного до мизинца):

II IV VII
|-1-|---|---|---| |---|---|-4-| |-x-|---|---|
|-1-|---|---|-4-| |---|-2-|---| |-1-|---|---|
|-1-|-2-|---|---| |---|---|-3-| |---|---|-4-|
|-1-|---|---|---| |-1-|---|---| |---|-2-|---|
|-1-|---|-3-|---| |-x-|---|---| |---|---|-3-|
|-1-|---|---|---| |-x-|---|---| |-x-|---|---|

Последний пример возьмем нестандартный - полууменьшенный септаккорд, например, Dm7-5. Прима D, состав - [T | m | -5 | 7]. Базироваться будем на аппликатуре A, прима на пятой струне, это пятый лад для D. На четвертой струне берем уменьшенную квинту - шестой лад. На третьей струне - септиму, пятый лад. На второй - малую терцию, шестой лад. Можно использовать баррэ, а можно и обойтись без него, играя на четырех средних струнах, что я и предпочитаю. Аппликатура:

V
|-x-|---|---|
|---|-4-|---|
|-2-|---|---|
|---|-3-|---|
|-1-|---|---|
|-x-|---|---|

Статья полностью взята с
amdm.ru

Категория: Основы | Добавил: treon (20.11.2007)
Просмотров: 8259 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 3
3 creeduckk  
0
hello

2 lk  
0
Не показаны аппликатуры для ундецима- и терцдецимаккордов, жаль.

1 хРЮНДЕЛЬ  
0
Прости друг....
Я начинающий (1,5 недель) :-)
НИЧЁ НЕ ПОНЯЛ ;-)

Имя *:
Email *:
Код *:
Приветствую Вас, Гость!

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024Хостинг от uCoz